Никто не любит обивать пороги госучреждений и подолгу стоять в очередях, собирая различные справки для получения того, что и так положено по закону. Чтобы освободить россиян от необходимости лично посещать присутственные места, еще в 2009 году в нашей стране был создан Единый портал государственных и муниципальных услуг. Но лишь в последние годы, в связи с более широким развитием интернета и самого портала, он стал поистине всенародным: на 1 апреля на нем было зарегистрировано 86,4 миллиона физических и 462 тысячи юридических лиц.
Используя только компьютер или смартфон, граждане могут решить почти любую проблему, требующую вмешательства государства: уже сейчас на портале доступны 392 федеральные, а всего 1199 государственных и 26380 муниципальных услуг. И люди этим активно пользуются. В 2018 году единый портал посетили около миллиарда раз и отправили через него более 60 миллионов заявлений. По этим показателям это самый популярный государственный сайт в мире.
Чаще всего клиенты портала запрашивают информацию о состоянии своего лицевого счета в Пенсионном фонде России (более 16 миллионов запросов в прошлом году). На втором месте услуга по регистрации транспорта: ею воспользовались 9,2 миллиона раз. 5,6 миллиона человек в прошлом году через госуслуги оперативно поменяли водительское удостоверение. Четыре миллиона заявок поступило на оформление загранпаспорта нового поколения, 1,7 миллиона раз выбирался участок для голосования на выборах президента.
Портал постоянно совершенствуется, на нем появляются новые услуги. Уже сейчас можно посмотреть фото нарушения, за которое автовладельцу назначен штраф. Вскоре будут доступны и фотодоказательства неправильной парковки. Буквально на днях через госуслуги стало возможным онлайн снять с учета машину, зарегистрированную на бывшего владельца. На портале доступен и личный кабинет пациента "Мое здоровье", через который можно получить сведения об оказанных за определенный период медицинских услугах и их стоимости, о полисе обязательного медицинского страхования, выбрать страховую компанию. Количество пользователей личного кабинета пациента в 2018 году превысило 1,6 миллиона.
Совместно с Росстатом Минкомсвязь готовится к проведению в 2020 году с помощью портала госуслуг электронной переписи населения. В 2018-м году была проведена пробная перепись, с 1 по 10 октября в ней приняли участие 467 тысяч человек.
Через единый портал можно не только заказать госуслугу, но и оплатить ее. Если в 2016 году через портал было проведено платежей на 8,1 миллиарда рублей, то в 2017-м — уже на 30,3 миллиарда, а в 2018-м — на 52,6 миллиарда. В основном это оплата налоговых задолженностей (почти 19,9 миллиарда в 2018 году), госпошлин (17,5 миллиарда), штрафов (9,8 миллиарда), судебных задолженностей (4,3 миллиарда). Платить через портал выгодно: на оплату пошлин действует скидка 30 процентов.
Учитывая, что все больше в интернет выходят в основном со смартфонов, развивается и мобильное приложение "Госуслуги". За прошлый год его среднемесячная аудитория выросла с 5,6 миллиона пользователей до 9,3 миллиона, а количество посещений — с 45 миллионов до 72 миллионов в месяц. Только в прошлом году приложение скачали свыше 17 миллионов раз, а всего с момента выпуска — более 30 миллионов. В 2018-м через него заполнили и отправили более 12,6 миллиона заявлений.
До конца 2020 года на портале будут запущены так называемые суперсервисы — комплексные автоматические госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Как это будет работать?
Допустим, в семье родился ребенок. Государство в рамках "суперсервиса" "Рождение ребенка" не только автоматически проинформирует родителей обо всех положенных государственных услугах и выплатах, но и в проактивном режиме предоставит все необходимые в этом случае сервисы. Это регистрация рождения, получение полиса ОМС, пособий, регистрация ребенка по месту жительства родителей и так далее. Потребуется только одно электронное заявление от родителей.
Всего первоочередных "суперсервисов" будет 25, их перечень недавно был утвержден на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию. По оценкам специалистов, они будут покрывать около 95 процентов всех взаимодействий граждан с государством.
Скоро появится возможность оформить аварию без участия инспекторов, обжаловать штраф за нарушение правил дорожного движения, получить номера и свидетельство о регистрации при покупке нового автомобиля без посещения Госавтоинспекции.
Трудовой договор с работодателем можно будет заключить онлайн, а информация о трудовом стаже и расчет будущей пенсии станут доступны в личном кабинете.
Получат развитие сервисы здравоохранения: полис ОМС станет цифровым, а прикрепиться к медицинской организации можно будет онлайн.
Услуги станут проактивны: портал госуслуг сам напомнит пользователю — по электронной почте, в соцсетях или через push-уведомление на экране телефона — что тот имеет право, например, на определенные социальные выплаты. Человеку будет достаточно перейти на портал и отправить уже подготовленное заявление.
Планируется переход к "Госвебу" — целой экосистеме информационных и сервисных ресурсов с едиными требованиями к дизайну, контенту, редакционной политике. Сейчас в Рунете около 150 тысяч разрозненных и очень неоднородных сайтов государственных и муниципальных органов власти и бюджетных учреждений. В рамках проекта "Госвеб" все они будут связаны, удобны и понятны потребителю. Каждый, зайдя на привычный ему ресурс, получит всю релевантную информацию без необходимости искать ее где-то еще. Скажем, зайдя на сайт школы, родитель сможет не только посмотреть оценки ребенка, но и узнать о секциях и кружках в районе. Новости органов власти и госучреждений будут доступны в едином агрегаторе. Упростится поиск информации — достаточно будет задать конкретный вопрос цифровому ассистенту, а не продираться сквозь дебри юридических текстов в поиске ответа.
Все это для того, чтобы сделать жизнь людей комфортнее: чтобы государство предлагало человеку услуги, а не он сам просил о них; чтобы исключить из принятия типовых решений чиновников, которые могут работать медленно и с ошибками; чтобы граждане не носили с собой бумажные документы на все случаи жизни и не забивали бы голову их бесконечными сериями, номерами и сроками действия. Причем доступ к этому огромному миру цифровых возможностей не требует от человека специальных знаний: заказать услугу должно быть не сложнее, чем отправить сообщение в мессенджере, и явно легче, чем заполнить от руки заявление, постоянно сверяясь с образцом. Госуслуги становятся доступнее и технологичнее, они сохраняют гражданам и бизнесу время, нервы и деньги.